29.01.2023 | Неделя 33-я по Пятидесятнице, о Закхее

 

В Неделю 33-ю по Пятидесятнице, день памяти первоверховного апостола Петра, в Вознесенском кафедральном соборе совершены праздничные богослужения.

Вечером 28 января, накануне воскресного дня, всенощное бдение в соборе возглавил протоиерей Борис Свинин.

Ему сослужило соборное духовенство.

За богослужением пел архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой.

29 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в Вознесенском кафедральном соборе совершили две Божественные литургии.

Раннюю Божественную литургию совершил протоиерей Пётр Кизюн в сослужении протоиерея Владимира Комарова, иерея Андрея Андреевского, диакона Илии Балтина, диакона Евгения Жгунова.

Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под управлением И.Ю. Маточкиной.

Проповедь перед причастием произнёс иерей Андрей.

Позднюю Божественную литургию совершил протоиерей Борис Свинин в сослужении протоиерея Виталия Бочкарёва, иерея Бориса Градова, протодиакона Александра Егорова, диакона Сергия Ходаковского, диакона Димитрия Донца.

Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой и детский хор под управлением Т.В. Егоровой.

Проповедь перед причастием на тему евангельского чтения произнёс иерей Борис Градов.

В этот день на Литургии читается зачало из Евангелия от Луки (Лк.19:1-10) о встрече начальника мытарей Закхея с Господом. Неделя о Закхее — последняя перед подготовительными неделями к Великому посту.


Патриаршая проповедь в Неделю о Закхее.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день открывает перед нами путь подготовки к Святой Четыредесятнице. В это воскресенье мы слышим евангельское повествование о Закхее (Лк. 19:1-10) — мытаре, то есть сборщике податей, который относился к разряду людей презираемых. Свою должность Закхей получил из рук римлян — тех, кто захватил Израиль, кто поработил еврейский народ. Выражаясь современным языком, Закхей работал в пользу оккупационной власти, и свободолюбивые израильтяне, болезненно переживая все то, что с ними произошло, то, что язычники захватили власть над народом избранным и над святыми местами, с презрением и негодованием относились к тем, кто добровольно служил римским властям, собирая подати со своего собственного народа. Вот почему в сознании тогдашних израильтян мытари были наравне с самими великими грешниками.

Но вот один из этих мытарей, Закхей, настолько возжелал увидеть Спасителя, что, будучи небольшого роста, влез на дерево, чтобы оттуда Его увидеть. Сам по себе поступок — из ряда вон выходящий, ведь Закхей относился к числу тех, кому дана власть, а взрослые люди, имеющие власть, обычно по деревьям не лазают. Если им нужно что-то увидеть, у них есть возможность подойти поближе — растолкать толпу, заставить народ расступиться. Но Закхей влез на дерево, уничижая самого себя, только для того чтобы увидеть Спасителя. И Господь, видя этот реальный духовный подвиг Закхея — подвиг самоуничижения, смирения, — говорит ему: «Сойди, Закхей, сегодня Я буду в твоем доме».

Этот евангельский сюжет многому нас учит в преддверии Святой Великой Четыредесятницы. Он учит нас тому, что, несмотря на человеческие грехи и даже преступления, подлинное стремление к Богу, запечатленное смирением и неким отказом от самого себя, открывает дорогу к покаянию и спасению.

Пример Закхея — удивительный пример. В этой истории все так просто и так неожиданно. Все человеческие условности разрушаются силой смирения, и готовность увидеть то, что Господь в личности Своей принес миру, побуждает Закхея на этот удивительный поступок, с которым Евангелие знакомит нас именно в преддверии Святой Великой Четыредесятницы, Великого поста, который мы должны будем провести таким образом, чтобы и смирение стяжать, и веру укрепить, и в подвигах воздержания закалить свою волю к спасению.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Источник: Патриархия.ru