21.11.2025 | Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Вознесенском кафедральном соборе совершили праздничные богослужения.
Божественную литургию совершил протоиерей Борис Свинин в сослужении протоиерея Петра Кизюна, протоиерея Димитрия Сальникова, протоиерея Владимира Комарова, иерея Андрея Андреевского, протодиакона Иоанна Филиппова, диакона Андрея Полкового, диакона Андрея Медведева.
Праздничные богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой.
Проповедь перед причастием о Соборе Ангелов Божиих произнес протоиерей Димитрий.
По окончании Литургии духовенством собора был отслужен праздничный молебен, который возглавил протоиерей Петр Кизюн.

20 ноября, накануне праздника, всенощное бдение в кафедральном соборе возглавил протоиерей Петр Кизюн, ему сослужило духовенство собора.
8 / 21 ноября празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – 9-м месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. 8-й день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю составляют Господства, Силы и Власти. В низшую входят Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского – «кто как Бог»), который низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами.


